Тикки А. Шельен (tikkey) wrote,
Тикки А. Шельен
tikkey

Category:

12 декабря - Дева Мария Гваделупская

Nostra Domina Guadalupensis, ora pro nobis
Nuestra Señora de Guadalupe, ¡reza por nosotros!

Немолодой индеец, крестьянин, увидел на холме Тепеяк смуглую беременную девушку. Девушка сказала, что Она Дева Мария, и велела объявить о Её появлении епископу и построить на этом месте церковь. Это было в субботу, 9 декабря 1531 года.
Индейцу было 57 лет, он уже 2 года как был вдов, его звали Куаутлатоатзин (говорящий орел), но при крещении францисканцы нарекли его Хуаном Диего (Juan Diego Cuauhtlatoatzin*). Епископ Хуан де Сумаррага не был рад этому известию. Да, строго говоря, он еще не был епископом, но исполняющим обязанности епископа. Он отпустил Хуана Диего с миром - и только. Но Дева настояла, чтобы крестьянин снова побеспокоил епископа. Это было второе Её посещение.

На следующий день в воскресенье, 10 декабря, после мессы, индеец снова подошел к епископу. Тот, удостоверившись, что перед ним добрый католик, попросил представить какое-нибудь свидетельство того, что это видение неложно. Хуан де Сумаррага вообще не был склонен к экзальтации ни в каком виде, предпочитая ко всему относиться со здравым рационализмом. В тот же день во время третьего своего появления Дева обещала, что завтра Она даст таковой знак.

В понедельник Хуан Диего узнал, что его дядя при смерти, - и ухаживал за больным, но было ясно, что болезнь серьёзная, - и дядя попросил привести к нему священника - исповедаться перед смертью. Памятуя, что он не пришел, как обещал, на холм, Хуан Диего во вторник, 12 декабря, на рассвете отправился другим путем, не желая встречаться с Той, Которая не дождалась его вчера. Избрать другой маршрут заставили его и стыд, и нежелание, чтоб его отвлекли от важного дела: исповедника-таки нужно было найти и привести к дяде. И это было четвертое посещение.
Дева сказала крестьянину, что страх напрасен, тревоги излишни и дядя его уже здоров, а там, на вершине холма, - то, что нужно представить епископу. На каменистой вершине росли кастильские розы. Таких кустов Хуан Диего никогда не видел - и не знал, что в этой части света они вообще не встречаются. Сорвав несколько цветущих веток, он завернул их в свою грубую накидку, тильпу, и поспешил к епископу.

Чудо, явленное в тот день, убедило Хуана де Сумаррагу, что надо все же пойти на этот холм Тепеяк. Он был родом из Страны басков - и вряд ли рассчитывал увидеть в руках мексиканского крестьянина шиповник. Кроме того, на тильпе индейца оказался запечатлен образ смуглой девы в огненном сиянии, в сине-зеленом плаще, усыпанном звездами. Не поверить своим глазам было невозможно даже для баска.
Церковь была построена. Легенда о явлении Девы Гваделупской привлекла огромный приток индейцев и метисов, желающих сподобиться крещения. Были и чудеса. Сам Хуан Диего добровольно взял на себя обязанность поддерживать чистоту и порядок в святилище Девы, туда и переселился: дети, если и были, то выросли и вполне могли вести хозяйство самостоятельно. Иоанн-Павел канонизировал его в 2002 году, 31 июля. День его памяти - 9 декабря, когда Дева предстала перед ним в первый раз.

О святилище Девы Гваделупской и его популярности осталось множество свидетельств современников. Тем не менее Хуан де Сумаррага ни в одном из многочисленных документов, оставленных им, не упоминает об этом. Он вообще был человеком упрямым, несговорчивым и неудобным. Да, если уж на то пошло, и епископом Мексики становиться не хотел. Строил школы, учил народ - и при этом, как утверждают ученые, - велел сжечь несметное количество ацтекских кодексов, касающихся употребления пейотля. В качестве инквизитора вел (и доводил до костра) дела против индейцев (вождей и шаманов) и ряда испанцев, которые, будучи крещеными, тайно возвращались к прежней вере и были причастны к человеческим жертвоприношениям. Периодически конфликтовал с местной администрацией во все поля - но был обвиняем примерно в тех же злоупотреблениях по отношению к туземцам, за какие ругал администрацию. И когда папа Павел III официально утвердил его архиепископом Мексики, уже успел умереть.

Почему же Дева, явившаяся в Мексике, - Гваделупская? Насчет этого тоже люди не пришли еще к единому мнению. Поскольку с Хуаном Диего Дева говорила на наутале (том его диалекте, который и использовал Куаутлатоатзин и его дядя), то считается, что она называла себя Hehuatzin n Coatlaxupeuh, «Я та, кто раздавит змею», в пользу этой версии говорит и то, что на холме Тепеяк находился (???) храм богини деторождения и плодородия Коатликуэ Coatlicue, что носила юбку из сплетенных змей. Ей, разумеется, тоже приносились человеческие жертвы. Есть и другие версии. Но в древних хрониках явления видения говорится: «Дева не объяснила, почему она назвала свой образ Гваделупской. И это останется тайной, пока Богу не будет угодно раскрыть её».

Кастильские (иначе галльские) розы, Rosa gallica по классификации Линнея, - это шиповник. Самый простой, дикий, обычный, распространенный по всей Европе. Но в Мексике он не рос. И то, что Дева избрала именно шиповничек, и заставляет меня уверовать в это абсолютно.
--------
* Примечание Stanisława Zonowa : Говорящий орёл, всё-таки: Cuauh(tl) – орёл; atoa – он говорит (3 л. ед.ч.); tzin – суффикс, означающий «которому подобает поклонение».

Дева Гваделупская
Tags: афиширую, дела ультрейские, культурологические сугробы, мои маяки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments