Тикки А. Шельен (tikkey) wrote,
Тикки А. Шельен
tikkey

Categories:
Среди множества богов и богинь Древнего Рима была особенная богиня - ее называли Bona Dea, Добрая или Благая богиня. Иногда звали и по имени - Фавна. Служить ей могли только женщины, мужчин в это сообщество не пускали от слова вообще, даже светлое ее имя нельзя было произносить - оттого и звали ее иносказательно Благой богиней. Богиня отвечала за женское здоровье, защиту, деторождение, а кроме того за плодородие вообще - то есть за все хорошее и феминное, в руках имела рог изобилия, лица и фигуры ее никто не мог видеть - а статуя в храме, в общем, стояла для отвода глаз. Все отлично знали, что это не Bona Dea, а плейсхолдер.

Два раза в год у нее были "коронные" дни: 1 мая Bona Dea входила во владения расцветающей землей, а 1 декабря - засыпала. 1 мая был тотальный Женский день - все римлянки уходили с утра до вечера в гости к Богине, чтоб там с радостью отметить свою "маевку" - с пеньем, плясками, питьем хмельного "молока богини" и всякими ритуальными забавами. Во дворе храма водилось множество змей - вот с ними и забавлялись. Кроме того, день вообще без мужчин, в чисто женской компании - это было весело и круто. Дальше отдохнувшая и повеселившаяся жена возвращалась домой - и считалось, что если она вступит в супружеские отношения после такого "дня здоровья", то зачатие, считай, обеспечено.Что там происходило, конечно, никто не знал. Простым людям не хотелось ссориться с богиней, а сложным - не хотелось неприятностей, поскольку за осквернение таинств можно было поплатиться головой - и очень просто. Но простор для спекуляций, чем занимаются бабы, предоставленные самим себе, был широк, вот, например, как фантазировал поэт Ювенал (точных сведений у него, конечно, не было, но поэтам оно и не надо):

Знаешь таинства Доброй Богини, когда возбуждают
Флейты их пол, и рог, и вино, и менады Приапа
Все в исступленье вопят и, кису разметавши, несутся:
Мысль их горит желаньем объятий, кричат от кипящей
Страсти, и целый поток из вин, и крепких и старых,
Льется по их телам, увлажняя колени безумиц.
Здесь об заклад венка Савфея бьется с девчонкой
Сводника - и побеждает на конкурсе ляжек отвислых,
Но и сама поклоняется зыби бедра Медуллины:
Пальма победы равна у двоих - прирожденная доблесть!
То не притворства игра, тут все происходит взаправду,
Так что готов воспылать с годами давно охладевший
Лаомедонтов сын, и Нестор - забыть свою грыжу:
Тут похотливость не ждет, тут женщина - чистая самка.


1 декабря все было совсем не так задорно. Собирались только "царские дочери" - патрицианки - и подготавливали проводы своей Богини. Все мероприятие проводилось в доме кого-нибудь из консулов или преторов, примерно за день из дома исчезали все мужчины, от дряхлых стариков до грудных младенцев включительно, оставались только женщины. Хозяйка дома возглавляла церемонию. Сумрачный характер совершающегося таинства не располагал к шуткам, дело было серьезное.

Собственно, на такую "закрытую вечеринку" умудрился вписаться молодой и наглый Публий Клодий Пульхр. В назначенный день он...

...одетый арфисткой, пришел с своим членом
Толстым, как свиток двойной, вдвое больше "Антикатона",
В Цезарев дом на женский обряд, когда убегают
Даже и мыши-самцы, где картину велят занавесить,
Если увидят на ней фигуры не женского пола.


Все происходило в доме Цезаря, с которым в те поры Клодий Пульхр был в большой дружбе. Считается, что братца провела с собой его сестрица Клодия (оставшаяся в веках как Лесбия Катулла), а целью было вовсе не узнать, что там происходит, а куда более земные причины - беспрепятственное свидание с женой Цезаря Помпеей Суллой. "Арфистку" разоблачили - по одним сведениям, старуха-мать Цезаря, по другим - голос "арфистки" смутил служанок. Начался огромный скандал, дело дошло до суда, церемонию пришлось проводить второй раз. Цезарь сказал, что ничего не знает про инцидент, но с женой быстренько развелся, объяснив, что "супругу Цезаря подозрение коснуться не должно". Очевидно, на политических друзей такая щепетильность не распространялась. Против всякого ожидания, засранца "отмазали" - благо денег и блата было довольно много, и, несмотря на совершенное вопиющее святотатство, Клодия Пульхра отпустили.

Примечательно, как Клодий закончился. Через десять лет (наполненных отнюдь не делами милосердия) он решил
добиться должности претора на 52 г., в то время как его враг Милон баллотировался в консулы на этот же год. В ходе предвыборной гонки Клодий со своими людьми тайком подстерег политического противника Милона, рассчитывая быстренько того укокошить на дороге - ну или хотя бы обвинить в нападении и хулиганстве и снять кандидатуру Милона с выборов на этот год. Но что-то пошло не так - и люди Милона сумели покрошить людей Клодия. Первую рану, которую схлопотал Клодий, когда что-то пошло не так, ему нанесли... ровнехонько напротив святилища Благой богини, о чем позднее не без злорадства напомнил Цицерон, выступивший с речью в защиту Милона, обвиненного таки в убийстве. «Тело Клодия было доставлено в Рим до наступления первого часа ночи; подонки из плебса и рабы огромной толпой обступили с громким плачем тело, выставленное в атрии дома. Возмущение всем случившимся усиливала Фульвия, жена Клодия, которая с нескончаемыми воплями, указывала на его раны».

Труп Клодия «неискушенная чернь отнесла на форум и положила на ростры обнаженное и испачканное грязью тело – в таком виде, в каком оно лежало на ложе, – чтобы можно было видеть раны». Далее останки Клодия переместили в курию (здание, где заседал сенат и совершалось правосудие) и там сожгли, «использовав для этого скамьи, подмостки для суда, столы и книги письмоводителей (!!!); от этого огня сгорела курия и пострадала примыкающая к ней Порциева базилика». Широко умели жить древние римляне, соглашусь. Если бы Грудинин грохнул Жириновского - и того кремировали прямо в здании Госдумы, а на растопку бы пошла документация и кафедры... Я бы была не против, конечно, особенно при условии трансляции процесса в Интернете... Кстати, Милона таки осудили на изгнание, Цицерон не помог, зато жена Клодия Фульвия оратора возненавидела смертельно.

Но в общем, этот старый анекдот вспомнился мне в связи вот с этим сообщением. Рисковый чувак этот Илай Дягилев, рисковый... Впрочем, про Дягилева тоже можно всякое рассказать, фамилия, так сказать, обязывает.
Tags: антропоморфные дела, было-дело, культурологические сугробы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments