Тикки А. Шельен (tikkey) wrote,
Тикки А. Шельен
tikkey

Categories:

Фольклор тех мест, где я живу

Когда идешь с камрадом за открытками к Новому году, это повод заскочить в сто книжных, разумеется, в поисках открыток, зачем же еще! В общем, теперь у меня есть букинистический том малых форм народной прозы. Это в сущности другой болгарский язык, чем я привыкла. Но в принципе, разбираешь, особенно если втянешься с головой.
Вот Краль Марко, я про него в детстве что-то читала, во всяких сборниках. У него есть сестра Мара, с которой они периодически играют на дудках дуэтом - стоя на вершинах разных гор. Или перебрасываются камешками. А есть посестрима Дива-Самодива, с этой посестримой они приключались десять лет. Познакомились в пору, когда мальчик Марко пас отцовских коней в горах. Периодически прибегала какая-то маленькая девчонка, Марко ее целовал, обнимал, называл своей сестричкой. И вот приходит женщина с грудями, закинутыми за плечи, и такая: сестричка, говоришь? Ну пососи из тех грудей, из которых ее кормили, тогда посмотрим. Слабо? Марко Краль подходит и сосет. Дальше все по феншую, героя отправляют ломать столетний дуб/кидать камень/трясти мельничный жернов. Он не справляется - и сосет еще глоточек. Уже лучше, но надо заполировать - вот теперь в аккурат. Дуб в щепки, камень - в щебень, жернов... в общем, новый нужен. Ок, говорит самодива - теперь можешь говорить, что и вправду она твоя сестричка.

Потом она говорит - ну что, а теперь приведи себе коня, который получше и, главное, который тебе нравится. И коню тоже грудь. С тех пор Марко с этим конем не расставался, назвал Шарколия. Но какой все же правильный народ - эти самодивы! Если девочка-самодива завела себе человеческого братика и эти отношения продолжаются некоторое время (по человеческому счету, не по самодивьему, конечно), то давайте сделаем его самым суперским, и конь у него должен быть тоже отчасти самодивским... И вообще воин должен стать своему коню молочным братом и сродником, иначе и затеваться не стоит.

Там еще разные варианты есть - в некоторых Марко спасает обиженного местной гопотой малыша-самодивчика, а мать в награду дает ему пососать своего самодивьего молока. Ну после этого гопота признает Марко за Краля и оставляет в покое (Гай Ричи, уйди из моей головы!). В этом варианте у жены-самодивы есть имя - её зовут Гюрга - типа самодива Георгия. Марко ложится спать, три глотка молока превращаются в змей и греются на солнце. Отец, видя такое дело, убивает одну змею, остальные успевают улизнуть отроку в уста. Отец будит сына и спрашивает, что, собственно говоря, происходит. Марко отвечает, что все в порядке, но ты, батюшка, силу мне... эээ... уменьшил. А, ну извиняй, жаль, что все так получилось, говорит отец и уходит по своим делам.
----------
5 страниц благословений и добрых пожеланий - и 14 страниц проклятий. Попадаются затейливые типа "гявол го благослови", "ламята да го лапни" (пусть его ламия залапает), "гущери да му писнат в ушите" (пусть ему ящерицы в уши нассут). или "помоги ей/ему Господь змею родить". Есть реально страшные, типа - "голова у него бела - так пусть и очи побелеют".
---------
Отдельно прекрасны народные религиозные рассказки. Вот фигуранты: дядо Господ (дедушка Господь), дядо Адам и бабка Йева. Богородичный цикл - просто умиление...
--------------
И надо всякий раз себе напоминать, что Приказна Коледа - это не как у нас, а "сказочное Рождество".
Tags: быть в Варне, люблю-нимагу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments