Оригинал взят у
Наставление об Унынии ( Ацедии).
Откуда происходит этот мутный поток, загрязняющий нашу душу, приводящий её к смятению.?
О чём идёт речь?
Уныние – это один из восьми смертных страстей
Смертные страсти (грехи) – это такие мысли, чувства, импульсы и склонности, которые проникают в сердце человека и совращают его, стремятся ввести его в искушение . Они – как бы ворота, через которые входит зло и разрушает человека.
Уныние подобно душевному параличу, грусть и внутренняя тяжесть, создают смятение в душе, и, в то же самое время,, возникают мысли, которые оправдывают привычку жить в смятении .
Термин «Ацедия», обозначающий «уныние», происходит от греческого «а-кедия», то есть «без заботы». Это состояние инертности и равнодушия, в котором нет ни боли, ни заботы о чём-то. На самом деле, это неспособность к упорному труду, к настойчивости, к самоотверженности и ответственности. Ацедия –это не столько желание ничего не делать (лень),, сколько нежелание делать именно то, что необходимо сделать сейчас! Мы отвлекаемся на множество других дел ( в том числе хороших), придумываем множество оправданий (в том числе благочестивых), лишь бы не продолжать начатое дело и не доводить его до конца. Мы часто говорим себе: «Зачем мне это надо? Я и так устал».
Уныние –это такая форма недовольства, грусти, зависти, пессимизма и скуки, что преследует тебя постоянно и делает неспособным к какой-либо деятельности. Тому, того, кто поражен унынием, всё видится беспорядочным и нелогичным, он испытывает одновременно два противоречивых чувства: ненавидит то, что у него есть и желает того, чего у него нет.
Уныние – это зло нашего общества. Мы идём к назначенной цели, и вдруг чувствуем усталость. Мы постоянно переходим от одного дела к другому. Уныние не только делает нас грустными, оно разрушает нас, толкая к смерти, вселяя в нас отвращение к жизни, когда всё кажется нудным, утомительным. Уныние окутывает нас мраком и заставляет всё видеть в мрачном свете. .Оно парализует душу.
Характерной чертой уныния является упадок духа, неспособность увидеть хоть что-нибудь хорошее и позитивное: всё вызывает негативизм и пессимизм. Обычной реакцией на действительность становится неудовлетворённость. Такое состояние может привести к серьёзной болезни- виктимизму. Тот, кто находится во власти «чёрных мыслей», уже охвачен унынием и рискует впасть в настоящую тяжёлую депрессию.
Открыли уныние Отцы- пустынники, древние монахи, которые в уединении познавали Бога, но также и человеческие слабости во всех их формах.
В первую очередь, надо сказать о наставлениях Евагрия Понтийского, который назвал туныние “бесом полуденного часа., так как это искушение овладевает монахами в середине дня, когда энтузиазм ослабевает, а жара усиливается.”
Святой Нил ( монах) поясняет, что именно в этот час монах одурманен. “Он постоянно смотрит в окно, и ему кажется, что кто-то пришёл навестить его. Чуть скрипнет дверь, он вскакивает, ему чудится чей-то голос, и он бежит к окну посмотреть, кто там.. При этом он не остается на улице, а возвращается в келью и сидит там как бы одуревший и оцепенелый. Если он читает, то он постоянно прерывается от какого-то беспокойства, а потом клонится в сон, трёт себе лицо руками, трёт пальцы, глаза его снова отвлекаются от книги, он смотрит на стену, пытается вернуться к книге и читает несколько строчек, не понимая смысла того, что читает. При этом голова его занята бессмысленными подсчётами, он считает страницы книги и листы тетради, в которой пишет. Буквы и прекрасные миниатюры, что он видит в книге, вызывают только отвращение. В конце концов он закрывает книгу и кладёт её под голову как подушку. Он погружается в сон, краткий и неглубокий, и просыпается с чувством беспокойства и голода, который надо немедленно насытить.” ( Святой Нил Сорский. О восьми главных страстях и победе над ними).
Проявления
1. Преувеличенный страх перед препятствиями, которые могут встретиться на пути. Это приводит к бездействию.
2. Отвращение ко всему, что сопряжено с трудом .
3. Пренебрежение к порядку и к правилам. Чувство непостоянства всего хорошего. Внутреннее беспокойство. Испытываю потребность в переменах. Меня не удовлетворяет сделанный выбор. Хочу поменять жильё, работу, друзей, спутника жизни.
4. Неспособность противостоять искушениям. Я живу в каком-то оцепенении, вялости и всё увеличивающейся небрежности, что приводит меня к неспособности противостоять греху. Речь идёт о малодушии, душа довольствуется посредственностью.
5. Отвращение к тем,кто по-настоящему усерден из-за того, что они всегда делают всё хорошо и по правилам. Раздражение против начальников, мужа или жены.
6. Трата времени попусту.
7. Предоставлена свобода чувствам, любоаытству, желанию развлекаться, стремлению использовать всё. Одним из следствий уныния является то, что душа перестает выносить однообразие повседневной жизни и каждодневных обязанностей.
8. Пренебрежение основными обязательствами, свойственными собственному положению.. Я забываю о той особой миссии, что связана с моим положением Состою ли я в браке или являюсь священником, я забываю о том. какова основная цель моей жизни.
Причина.
Причины уныния по-разному объясняют в традиции восточных монахов и в западной традиции.
Восточная традиция соединяет уныние с грустью. Откуда происходит грусть?
-от неприятия страдания или несправедливости в жизни, или просто от подавленности при столкновения с трудностями.
- от неудовлетворенности наших желаний (ложных?)
- от неумения жить сегодняшним днём ( ностальгия, идеализация прошлого, страх будущего или боязнь несовпадения с идеальным представлением о будущем).
Западная традиция соединяет уныние с завистью. Откуда происходит зависть?
Из постоянного сопоставления себя с другими. ( В том числе с самого детства. Ревность к кому-то из членов семьи бывает ужасной.). Наши глаза не способны разглядеть, чем мы сами обладаем. Мы смотрим на других и хотим того, что есть у них. Этот приводит к грусти, так как нам кажется, что мы ущемлены в наших желаниях, и мы переживаем счастье других как собственное несчастье.
Всё это можно объединить одной причиной: чрезмерная любовь к самому себе. Она заставляет человека думать только о себе и делает пленником собственного «я». Такая любовь к себе есть,. по сути, настоящее идолопоклонство самому себе, которое угрожает нашей жизни.
Такую чрезмерную любовь к самому себе Отцы церкви называли « филаутия». Основной источник Уныния – любовь к собственному комфорту,, стремление жить в своё удовольствие . «буржуазная» концепция внутренней жизни, следуя которой мы не желаем лишать себя чего-либо и хотим удовлетворять все свои прихоти .
Такое желание благополучной жизни губительно и приводит к тому, что мы слишком заняты собой, не можем выйти за пределы собственного «я» и по-настоящему отдаться чему-либо. И здесь надо заново открыть один духовный принцип: я существую для чего-то . Я существую, для того, чтобы возвещать Божью любовь, и я живу, чтобы свидетельствовать о Божьей любви. Именно в этом цель нашей жизни.
Инстинктивные Реакции на Уныние
Здесь возможны два полюса:
У минималистов: апатия,безразличие, отсутствие интереса к чему-либо, скука, лень, небрежность, «мне лень!»
У максималистов : перегруженность делами, заполне5нный ежедневник, активность – «Я супер занят!».
Ракспознавание по интенциям. Надо посмотреть, какая интенция лежит в основе того, что мы делаем или бросаем. Не совершаем ли мы добрые дела для себя самих или используя их в эгоистических целях?
Евагрий предлажил ещё два критерия для различения подлинной любви к ближнему:
Кротость. Подлинная любовь делает человека дружелюбным, спокойным, ласковым.
Активная деятельность, которая проистекает из уныния, напротив, делает человека желчным и нетерпеливым. (Ядовитым!).
Мир и покой в труде. Ты работаешь за четверых, но к концу дня ты не чувствуешь удовлетворения. Наоборот, настоящая любовь. даже если ты невероятно устал, даёт тебе мир. Если ты даёшь что-то с любовью, ты обретаешь отдых и покой!
Лекарства
В первую очередь, надо понимать, что уныние – это подлинный враг и с ним надо по-настоящему сражаться. Иначе, ты не сможешь хорошо жить и быть счастливым.
Это враг номер один! Необходимо всегда помнить об этом!
Энцо Бьянки («Борьба за жизнь. Как познать и победить смертные грехи» , 2011) пишет:
«Бороться необходимо, потому что такая духовная борьба есть борьба за полную жизнь, борьба, целью которой является любовь. Эта борьба позволяет понять, как лучше любить и как лучше быть любимым.»
7 классических средств против уныния:
1. Терпение (упорство)
2. Постоянство.
3. Молитва.
4. Бдение
5. Помнить об умерщвлении плоти.
6. Экзагурезис (открывать сердце духовному отцу)
7. Ручной труд
В предложенных средствах нет ничего особенного, мы знаем их, и они требуют от нашей жизни верности и постоянства. Однако, любое лечение приносит успех только тогда, когда мы используем его с верностью и постоянством.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=718352264877320&id=100001076604584&comment_id=718713378174542&offset=0&total_comments=7&ref=notif¬if_t=feed_comment_reply